Кладбище умерших своей смертью детей или место для жертвоприношений?

Есть много мест на земле, тем или иным образом связанных со смертью – старые кладбища, сохранившиеся до наших дней, костницы, катакомбы, построенные на костях человеческих… Но есть такое место, которое страшным образом выделяется из множества ему подобных, потому что там захоронены останки еще не родившихся детей и младенцев.

Где находится.

Карфагенский тофет — святилище, окруженное стенами, некрополь древнего Карфагена, находится на территории современного Туниса в Карфагене, также называется иногда Тофет Саламбо, по наименованию известного романа Гюстава Флобера. Считается, что тофет был построен на месте, в котором основательница Карфагена Элисса сошла на берег. Тофет был открыт в 1921 году археологами, обнаружившими место, где были найдены несколько урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей.

Вымысел и правда о тофете.

Само слово «тофет» (алтарь под открытым небом) впервые упоминается в Библии, так называется ритуальное место на юге Иерусалима, где стоял идол Молоха, которому язычники приносили в жертву детей, сжигая их на костре. Именно поэтому после обнаружения карфагенского захоронения детей его назвали тофетом и решили, что похороненные здесь дети были принесены в жертву богам во имя чего бы то ни было.

Карфагеняне, как и язычники, поклонявшиеся Молоху, тоже приносили в жертву своим богам детей, в основном грудных младенцев. Во время жертвоприношения строжайше запрещалось плакать, ибо даже маленькая слезинка и жалобный вздох уменьшают ценность жертвы в разы. Это исторические факты, подтвержденными летописцами того времени.

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что когда сиракузский царь и тиран Агафокл в 310 году до нашей эры разбил карфагенские войска и окружил город, верховный орган управления городом (Совет Ста Четырех) выбрал двести знатных семей, которые принесли своих младенцев в жертву богу Баалу (бог солнца). Еще триста особенно фанатичных граждан отдали своих детей на заклание добровольно, таким образом, общее число принесенных жертв равнялось пятистам. Но спасение Карфагена явилось для его жителей высшим оправданием всех смертей невинных младенцев.

В настоящее время Карфагенский тофет представляет собой участок примерно в два гектара с глубокими катакомбами, где и были найдены урны с прахом животных и детей. Урны помещали в выемках, выдолбленных в материковой скале. Когда участок с урнами заполнялся, его засыпали песком и глиной, а сверху помещали новый ряд погребальных урн. Сотни могильных камней стоят здесь до сих пор. Многие древние писатели (Клитарх, Плутарх, Полибий) свидетельствовали о том, что в тофете было место для ритуальных жертвоприношений младенцев, рожденных первыми, особенно мальчиков. Всего за период с 8 по 2 века до нашей эры здесь было погребено около 20 тысяч детей.

Но современному человеку сложно представить себе, что такая развитая цивилизация, как карфагенская, истребляла собственных живых и здоровых младенцев. И уже современный тунисский историк Гелен Бенишу Сфар говорит, что на этом месте находилось обычное детское кладбище, где перед погребением сжигали уже умерших детей. Итальянский археолог Сабатино Москати также вступился за карфагенян, полагая, что на этом месте находилось святилище, где приносили в жертву только недоношенных или умерших во младенчестве детей, таким образом люди молили богов дать им взамен умершего здоровое потомство.

Команда, возглавляемая физическим антропологом Джеффри Шварцем из университета Питсбурга (США), обследовав останки из почти 350 урн, пришла к заключению, что Карфагенский тофет был просто детским кладбищем и никакого дополнительного ритуального значения не имел.

Но находки и исследования современных археологов и историков никак не опровергают библейские и исторические данные о том, что карфагеняне все таки приносили в жертву младенцев. Все, как обычно, строится на версиях, догадках и предположениях, а то, что написано древними историками и писателями и сохранилось до нас со времен еще до нашей эры суть исторический факт. Вряд ли древнейшие писатели обладали настолько бурной фантазией, что придумали и конкретное место для зверских ритуалов и конкретные события, такие, как события 310 года до нашей эры. Но пока вопрос о том, просто ли это кладбище или все же место, где приносили детей в жертву богам, остается открытым и ждет своего решения.

Анна Филимонова
Author: Анна Филимонова

По образованию - учитель-филолог, по восприятию мира - вечный странник.

0 0 vote
Article Rating

Добавить комментарий

0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments