Любишь черепа и кости — тогда тебе сюда!

В мире есть несколько мест, где хранятся костные останки людей, называются эти места «костницы» или «оссуарии», самый известный и многочисленный оссуарий находится в катакомбах Парижа, но эта статья не о нем.

Где расположен.

Capela dos Ossos (перевод с португальского — часовня костей) — один из самых знаменитых памятников в городе Эвор, Португалия, это небольшая часовня, расположенная рядом со входом в церковь Святого Франциска, свое название она получила потому, что ее внутренние стены покрыты и украшены человеческими костями и черепами.

История появления часовни.

Оссуарии (костницы) — это как правило небольшие здания, предназначенные для хранения человеческих останков. В наши дни сохранилось не так много таких построек, самые известные, не считая знаменитых парижских катакомб, — крипта капуцинов в Риме и костница в городе Кутна Гора (Чехия).

Португальская костница расположена неподалеку от церкви Святого Франциска, между обеими постройками проложена квадратная арка, но здания кардинально отличаются друг от друга. Если церковь (годы строительства с 1460 по 1510) оформлена в стиле мануэлино — высокие арки, яркие плитки, позолоченная настенная отделка, то здание часовни (возведено в 14 веке несколькими монахами из ордена Святого Франциска) – зловещее и мрачное — напоминает живущим о бренности бытия, этой же цели служит надпись над входом: «Мы, лежащие здесь кости, ждем вас…»

Для постройки костницы были не только духовные причины, но и обычные житейские — находившиеся на тот момент в городке Эвора кладбища были целиком заполнены, и с помощью оссуария монахам удалось надолго решить проблему нехватки мест для погребения усопших. Со всех городских кладбищ было выкопано огромное количество костей, примерно 5000 скелетов использовали в качестве декора костницы.

Часовня сегодня.

В настоящее время часовня выполняет роль зловещего, но довольно посещаемого музея. Помещение небольшое — три пролета по 18,7 метров длиной и 11 метров шириной — плохо освещено, дневной свет проникает лишь через три небольших отверстия слева. Стены и восемь столбов костницы полностью покрыты тщательно упорядоченными узорами костей и черепов, скрепленных цементом, в который, согласно существующим легендам, добавляли измельченные остатки поврежденных или сломанных костей, не годившихся для украшения стен.

Потолок часовни декорирован средневековыми фресками, каждая из которых постоянно напоминает вошедшему внутрь о бренности бытия. На крыше также установлен большой прямоугольный камень с надписью : «Лучше день смерти, чем день рождения».

Самое жуткое место костницы — уголок, в котором находятся два высохших трупа, подвешенные цепями к стене, это труп мужчины и труп ребенка, личности которых до сих пор так и не установлены. Согласно одной из легенд, существующих об этих трупах, женщина прокляла своего мужа и сына, которые при жизни жестоко обращались с ней, перед своей смертью она якобы выкрикнула им: «Вы недостойны лежать в земле!» Монахи услышали предсмертный крик женщины и, вскоре тоже умерших от болезни мужчину и мальчика не похоронили как полагается, а вывесили трупы в костнице на всеобщее обозрение.

Орден запретил выставлять напоказ кости самих монахов-францисканцев, захороненных в этой часовне, поэтому скелеты настоятелей покоятся в белом мраморном гробу, установленном посреди залы.

В часовне находится так называемый круг из черепов и бедренных костей, этот круг, по словам монахов, символизирует как саму бренность бытия, так и наступающую после смерти бесконечность.

Костница дошла до нас практически в том же самом виде, в котором была построена, ее тщательно охраняют, заботятся о состоянии стен и фундамента, но это обусловлено не только поддержанием постоянного интереса туристов, отнюдь. Дело в том, что когда умирал последний из строивших часовню монахов, он предсказал ужасные события, которые должны будут произойти после разрушения костницы — как только стены здания обрушатся, из Ада вырвутся души тысяч людей, чьи скелеты вмурованы в здание, чтобы отомстить за свои не преданные земле кости.

Конечно, это только легенда, но зачем бередить души умерших и испытывать судьбу? Проще сохранять часовню в надлежащем виде еще многие столетия и не проверять достоверность легенды о предсмертных словах последнего монаха.

Анна Филимонова
Author: Анна Филимонова

По образованию - учитель-филолог, по восприятию мира - вечный странник.

0 0 vote
Article Rating

Добавить комментарий

0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments