Море дьявола, или Бермудский треугольник в Тихом океане.

Все несомненно слышали и знают о Бермудском треугольнике — гиблом месте в Атлантическом океане, но вряд ли кто-то в курсе, что такое же гиблое и мистическое место в форме треугольника есть и в Тихом океане, неподалеку от Японии, и называют его — Море дьявола.

  1. Географическое положение.

Море дьявола (другие названия треугольник дьявола, треугольник дракона, тихоокеанский треугольник, драконов треугольник) — так японские рыбаки называют тихоокеанские воды вокруг острова Миякедзима (128 км к югу от Токио), расположенные в северной части Филиппинского залива.  Здесь внезапно начинаются бури и мертвые зыби, которые поглотили немало жертв. Море это зовется «кладбищем» Тихого океана. 

Гибель судов.

На стыке 1970-х — 1980-х годов в акватории Моря дьявола погибло 24 судна. Наиболее трагичной оказалась зима 1980-1981 гг., когда в течение только 8 дней затонуло 6 кораблей. После этих катастроф японское правительство разрешило создать специальную комиссию и выделило 2,5 млн долларов на исследования. По рекомендации комиссии в Море дьявола установили метеорологические буи для сбора информации о погодных условиях и состоянии океана.

Анализ обстоятельств гибели не дает практически никакой пищи, чтобы объяснить катастрофы таинственными причинами. Во всяком случае, причины гибели 21 судна, из которых большинство балкеры (специализированные судна для перевозки грузов насыпью), известны достаточно точно. Двенадцать из них переломились, не выдержав штормовых волн, девять затонули из-за смещения груза во время жестоких штормов, и только три пропали бесследно. Как видим, главный виновник гибели судов — штормы. Особенно опасны сильные тропические циклоны — тайфуны, зарождающиеся в различных районах западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, у Марианских и Филиппинских островов. Траектории большинства из них проходят через Море дьявола.

Северо-западная часть Тихого океана, в которую входит Море дьявола, стоит на первом месте по количеству ежегодно проходящих по ней тайфунов. В отдельные годы наблюдалось до 38 тайфунов. Максимум тайфунной деятельности падает на июль-октябрь. Тайфуны из области своего зарождения сначала перемещаются на запад, но большинство из них затем направляется па север, а после — на северо-восток, образуя параболу с вершиной, обращенной к западу. Средняя скорость перемещения тайфунов составляет 26 км/ч, однако она изменяется в широких пределах — от 10 до 50 км/ч. Эта сравнительно небольшая скорость движения тайфунов дает возможность судам с налаженной синоптической службой уклоняться от встречи с ними.

Встреча с тайфуном — всегда испытание для мореплавателей. Капитан теплохода «Леалотт», следовавшего из японского порта Кобе в Гонконг и встретившего 11 ноября 1959 г. в Море дьявола тайфун «Эмма», записал в отчете: «С вечера до 03.00 шторм достиг высшей силы. Поверхность моря с мостика уже не была видна из-за густой пелены брызг и пены, несущейся на уровне топов мачт. Приходилось управлять судном, наблюдая струи несомой ветром водяной пыли в слабом свете тоновых огней и стараясь иметь ветер на 2-3 румба позади правого траверса. Следуя за изменением ветра, изменяли постепенно курс по 10° влево… Судно описало дугу от запада через юго-запад до юго-востока за несколько часов…» Надо сказать, что тайфун «Эмма» был обычной силы, а умелые действия капитана и экипажа предотвратили даже малейшие неприятности. Однако бывают тайфуны разрушительной силы, ломающие даже большие суда, такие, как современные балкеры.

Есть в пределах акватории Моря дьявола еще природная опасность, хотя и редко, но способная быть причиной катастроф. Поблизости от острова Микура 24 сентября 1952 г. были обнаружены обломки судна «Кайо-мару». Выяснилось, что судно затонуло несколько дней назад не менее чем в 150 милях к югу от этого острова. Причина гибели — извержение подводного вулкана, вблизи которого находилось «Кайо-мару». Гибнущее судно видели с сухогрузного судна, но не сумели подойти близко к месту катастрофы. Таким образом, причиной гибели судна в Море дьявола может быть также извержение подводного вулкана. Таких вулканов довольно много в пределах Моря дьявола. Но главной причиной катастроф являются все таки тайфуны.

Акватория Моря дьявола огромна — на ее востоке протягивается гирлянда вулканических островов Нампо и Марианских, а с запада ее ограничивают более крупные острова Рюкю и Филиппины, на которых расположен и вулкан  Пинатубо. У многих из островов Нампо на подводных скалах разбилось немало судов и в прошлом и в нашем веке. Нередко эти суда, вернее их искореженные остовы, застрявшие в подводных скалах, служат ориентиром и упоминаются в картах. Некоторые из них потерпели крушение в шторм, налетев на прибрежные рифы, а другие, ничего не подозревая,- в хорошую спокойную погоду. Дело в том, что у островов Нампо немало действующих вулканов. Их извержение — явление грозное и впечатляющее: сопровождаясь глухими раскатами, над водой вздымается фонтан черного пепла и грунта. В воздухе за десять миль от фонтана разносится резкий насыщенный запах серы. Замечали, что если извержение происходило ночью, то на горизонте мог быть виден над океаном огненный столб. В результате извержений подводных вулканов на больших площадях до неузнаваемости меняется рельеф дна.

Замыкающая восточную границу Моря дьявола дуга Марианских островов тоже вулканического происхождения. Некоторые островах — действующие вулканы. Марианские острова были открыты экспедицией Магеллана. 6 марта 1521 г. Магеллан высадился на главный остров архипелага — Гуам, на котором в наши дни находится знаменитый аэропорт. Немало самолетов, взлетевших с Гуама, как в годы второй мировой войны, так и в наши дни бесследно исчезли в воздушном пространстве над Морем дьявола. Действительно, имелись сообщения об аварии военных самолетов, базирующихся на Гуаме, а также о нескольких авиакатастрофах гражданских самолетов, направлявшихся в Северную Америку и в Австралию, случившихся над Тихим океаном. Достоверных сведений об исчезновении гражданских самолетов в воздушном пространстве над Морем дьявола нет.

Для всех островных цепей, о которых мы упоминаем, закономерным является то, что к их восточным берегам подступают глубоководные желоба. Около островов Нампо протягиваются желоба Идзу-Бонинский с максимальной глубиной 9985 м, затем желоб Волкано с глубиной до 9156 м и, наконец, знаменитый Марианский желоб (известный больше ка Марианская впадина) с наибольшей глубиной 11022 м, являющейся одновременно максимальной для всего Мирового океана.

Жертвы Моря дьявола.

В Море дьявола, пропадало без вести много рыболовецких судов, но никто не привлекает для объяснения таинственные силы, а во всем винят тайфуны и штормы, приносимые циклонами умеренных широт. Гибнут суда и по другим причинам, не успев послать в эфир сигнал бедствия.

Одной из самых известных катастроф считается авария с норвежским танкером «Берге Истра». Журналисты назвали танкер самой большой жертвой Моря дьявола. В декабре 1976 г. танкер неожиданно исчез севернее Филиппинских островов. Его поиски не дали никакого результата. Легенда получила серьезное подкрепление, тем более что исчезновение «Берге Истры» произошло совсем не в штормовую погоду. Высказывались различные предположения о гибели танкера вплоть до фантастических. Однако спустя десять дней история прояснилась. Филиппинские рыбаки случайно обнаружили спасательный плот с моряком погибшего танкера. По его рассказу была составлена истинная картина катастрофы. Оказалось, что причиной катастрофы «Берге Истра» был взрыв во время работ по очистке танков водяной струей. Комиссия по расследованию аварии пришла к выводу, что в магистралях появился углеводород и образовались искры от наводимого статического электричества. Именно взрыв и стал причиной гибели судна.

Разгадка тайны.

Итак, Море дьявола — район Тихого океана, где нет каких-то сверхъестественных сил и таинственных явлений, которые вызывают кораблекрушения и аварии самолетов. Суда и самолеты здесь гибнут из-за жестоких штормов, вызванных тайфунами и циклонами умеренных широт. Иногда причиной кораблекрушений могут быть естественные опасности у островов и проливов, а также извержения подводных вулканов.

Анна Филимонова
Author: Анна Филимонова

По образованию - учитель-филолог, по восприятию мира - вечный странник.

0 0 vote
Article Rating

Добавить комментарий

0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments