Сенот для жертвоприношений или нечто неизвестное о майя.

Майя — древнейшая цивилизация, которая стала известной благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало развития майя относят аж к 2000 году до нашей эры, но в момент прибытия на американский континент конкистадоров, цивилизация была уже в глубоком упадке. Расцветом майя ученые считают 250 — 900 годы нашей эры. Майя строили каменные города, остатки которых до сих пор обнаруживают в джунглях Центральной Америки. Многие из них стали своеобразными музеями под открытым небом и привлекают туристов не только с архитектурной и исторической точки зрения. О некоторых таких городах или местах возле них ходит множество легенд, которые и влекут в эти районы всех любителей приключений.

Где находится.

Священный сенот (Колодец смерти, Колодец жертв, Колодец мертвых девственниц) — природный колодец (сенот) в древнем городе Чичен-Ица, на полуострове Юкатан, Мексика, расположен в трехстах метрах от основных построек города недалеко от храма Кукулькана (Пернатого змея) и представляет собой большую круглую воронку диаметром свыше 60 метров. Отвесные стены из пластов известняка круто обрываются вниз к темно-зеленой воде.

Легенды и находки Колодца смерти.

Колодец, известный сейчас как Колодец смерти, был не просто водоемом, для майя он был священным местом, там совершались различные ритуалы племени, в том числе и жертвоприношения. Сенот считался местом жительства божества Чака, который отвечал за дожди, урожаи и прочие необходимые для индейцев вещи. Посему Чака надо было постоянно задабривать, отдавать ему различные ценные вещи и не только вещи. Когда наступала засуха (а это на Юкатане вполне привычное и постоянное явление), индейцы выбирали самую красивую молоденькую девушку, наряжали ее как на свадьбу, и сбрасывали в Колодец смерти. Согласно верованию майя, девушки не погибали на дне водоема, а становились женами бога Чака, то есть Чак получал себе очередную жену, а племя — долгожданные дожди и урожай.

Так как колодец был священным, воду из него не разрешалось брать даже в самые засушливые времена. Подношения Чаку продолжались вплоть до появления в Мексике конкистадоров. Еще в далеком 1566 году испанский епископ Диего де Ланда упомянул в своих письмах Колодец смерти, написав, что майя имеют странный обычай — бросать в колодец живых людей и верить, что они не умирают, хоть и пропадают без следа. Епископ пытался обратить язычников в христианство, но это было очень проблематично, не в последнюю очередь благодаря варварским ритуалам, которыми славились индейцы. К концу 16 века опустел город Чичен-Ица, майя просто покинули его, уйдя в более отдаленные районы, куда испанцы еще не добрались. Священный колодец тоже остался заброшенным, но слухи о богатствах, которые лежали на его дне, не давали покоя многим искателям сокровищ.

В 1855 году некто Эдвард Томпсон, начитавшись воспоминаний епископа Ланды, добился назначения на должность консула США на Юкатане, что дало ему совмещать приятное с полезным — зарабатывать деньги на своей должности и заниматься поисками сокровищ майя. Томпсон потратил несколько десятилетий и много личных средств на изучение Колодца смерти. В начале 20 века ему удалось привезти из США специальное оборудование для вычерпывания земли из колодца, на него работали местные, перебирали поднятую со дна землю, но ничего ценного так и не нашли. Американец не терял надежды, и вот наконец ему улыбнулась удача — со дна подняли череп девушки и несколько сандалий. Энтузиазм от этих находок ускорил процесс поисков. Землечерпалка доставала на свет божий все новые и новые останки жертв, сосуды, орудия, ножи, куски нефрита и много другой всячины.

Томпсон понимал, что необходимо исследовать впадины и расщелины, коих на дне колодца очень и очень много. Пройдя быстрое обучение водолазному делу, в 1909 году он вместе с двумя нанятыми водолазами спускается на дно. Индейцы с замиранием сердца следили за тем, как трое смельчаков исчезают из вида в кромешной мгле колодца, и были уверены, что наверх никто из них уже не вернется, ведь в водоеме могли обитать различные духи и чудовища. Но первые три погружения не только оказались удачными, но и принесли неплохой «улов»: на поверхность были подняты статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя, золотые диски с изображением эпизодов жизни индейцев, а также золотая маска и корона, украшенная Пернатым змеем. В одно из последующих погружений Томпсон перед подъемом забыл открыть воздушные вентили, и его сильно ударило головой о дно понтона, в результате этого удара он практически полностью оглох. Индейцы шептались, что это была месть духов потревоженных предков майя. Но не смотря ни на что, американец все таки осуществил свою мечту — раскрыл зловещую тайну Колодца смерти. Все артефакты, найденные на дне, Томпсон передал в музей Пибоди при Гарвардском университете.

В 1960 году исследования Колодца смерти продолжили уже мексиканские ученые. Благодаря более современным технологиям со дна удалось поднять еще немало новых артефактов и останков. Именно тогда удалось установить, что в колодец бросали не только молодых девушек, но и мужчин, и даже детей. Сделанные близ Чичен-Ице находки позволили современникам больше узнать о жизни и культуре древних майя. Сейчас воду в сеноте удалось очистить от грязи и других примесей, и она вновь стала кристально чистой. Колодец смерти посещает очень много туристов, приезжающих осмотреть остатки древнего города майя, и конечно же заглянуть в легендарный колодец, и даже искупаться в нем. Ходят слухи, что если загадать желание и кинуть в колодец монетку, желание непременно сбудется. Но вот какова будет цена за исполнение этого желания? Хотите узнать? Тогда рискните!

Анна Филимонова
Author: Анна Филимонова

По образованию - учитель-филолог, по восприятию мира - вечный странник.

0 0 vote
Article Rating

Добавить комментарий

0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments